*Фогельвайде

Фогельвайде, Вальтер фон дер

 

ФОГЕЛЬВАЙДЕ, ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР (Vogelweide, Walther von der) (ок.1170 – ок.1230)
Немецкий менестрель, средневековый мастер куртуазной песни и эпиграммы, современник великих мастеров рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха и Готфрида Страсбургского.

Место рождения точно не установлено; по наиболее распространенному мнению, скорее всего в Южном Тироле, в Боцене (Больцано), где в 1889 ему был воздвигнут памятник.
Безземельный рыцарь, Фогельвайде должен был полагаться на покровительство знатных вельмож и князей. Поэзией занялся ок. 1190 при дворе в Вене, вдохновленный примером Райнмара фон Хагенау, одного из величайших лирических поэтов той поры. После 1198 вел скитальческий образ жизни, побывал во многих частях Европы, его принимали как желанного гостя при разных дворах, в т.ч. в Вартбурге (Тюрингия), где ландграф Герман, покровительствовавший поэтам, держал пышный двор. С течением времени зависимость от покровителей стала тяготить поэта. Около 1220 император Фридрих II пожаловал ему небольшое поместье. Последние годы жизни Фогельвайде омрачены настроениями усталости и разочарования, хотя он умер в славе и подражавшие ему молодые поэты почитали его как своего учителя. Он похоронен в монастыре при Вюрцбургском соборе.
Фогельвайде начинал как певец куртуазной любви. Ранние его песни давали весьма стилизованную картину переживаний, как того требовала формализованная поэтика провансальских трубадуров. Однако Фогельвайде сумел освободиться от жесткого канона и придал своим произведениям более вольное звучание. Самая известная его песня, Под липами на лугу (Unter den Linden an der Heide), всегда восхищала простотой, свежестью, силою чувства. Новаторским было разнообразное, усложненное строфическое построение, присущее его любовным песням на мотивы собственного сочинения, ныне утраченные.
Единственной в своем роде славой, которую Фогельвайде стяжал среди современных ему певцов, он был обязан не лирике. Поэту было свойственно высокое чувство долга и моральной ответственности. Он видел себя наставником добрых нравов и пристойных манер и потому не обинуясь бичевал в стихах грубость, неотесанность и порочность. Знамениты его три большие политические поэмы, т.н. «шпрухи» (букв. «изречения», «приговоры»), в которых изображалось шаткое состояние государства. Ему принадлежат также несколько диатриб, обличавших алчность и двуличие Рима и бедственное состояние Церкви.

***Текст взят с сайта www.krugosvet.ru. Огромное спасибо его составителям!***