*Нойбер
Нойбер, Каролина
|
Фредерика Каролина Нойбер (Friedrike Caroline Neuber) (1692—1760) была знаменитой немецкой актрисой, представительницей раннего просветительского классицизма и активным участником реформации театра Германии.
Родилась Фредерика 9 марта 1697года в Рейхенбахе (Фогтланд) в семье судебного инспектора города Цвикау Даниеля Вайсенборна и его жены Анны Розины Вильгельм. Детство было несчастливым. Мать рано умерла, отец был тираном и часто сурово наказывал единственного нелюбимого ребенка. На всю жизнь сохранился шрам на лице от удара плеткой, который он нанес ей за какую-то детскую шалость.
5 февраля 1717 году в соборе Брауншвейга она заключила брак с Иоганом Нойбером, помощником отца в его адвокатской практике. Их союз дал начало сценической карьере — они вступила в актерскую труппу Шпигельберг (Spiegelberg’schen Schauspielertruppe). Имели ангажементы в театрах Дрездена, Ганновера, Гамбурга. Нейберин, теперь её так называли, запомнилась зрителям, как первая немецкая служительница Мельпомены, владеющая искусством декламации александрийского стиха, как актриса французской школы.
В качестве антрепренеров, свою труппу они стали набирать талантливых актеров, к которым предъявлялись высокие моральные требования. В театре царил порядок и строгая дисциплина, каждый из актеров должен был заботиться к тому же о своем культурном и образовательном уровне. Каролина арендовала жилье для них и платила фиксированное жалование. Эта труппа стала основателем так называемой Лейпцигской школы актерской игры и служила примером для всей последующей истории просветительского театра Германии.
У Фредерики Каролины Нойберин был огромный талант и внутренняя культура, поэтому она смогла весьма значительно повлиять на повышение культурного, нравственного и профессионального уровня немецких актеров. Она внесла значительный вклад в признание профессии актера, которая до этого считалась чуть ли не аморальной. Воспитала немало талантливых актеров, например, К. Аккермана, И.Ф. Шёнемана, Г. Коха.
Ввела новые понятия в своей труппе, как амплуа актера. Была первой комедийной травести на немецкой сцене. В отличие от французского классического театра, который играл при дворе и содержал много балетных сцен в драмах, Нойберин, как режиссер и постановщик, ставила свои спектакли для среднего класса и упор делала на литературный немецкий язык.
Под влиянием критика и литератора Иоганна Кристофа Готшеда
В 1740 — 41 годах Нойберы гастролировали в России, неоднократно давали спектакли в Петербурге при дворе Анны Иоанновны.
В 1750 году финансовые дела пошли настолько плохо, что Нейберы были вынуждены распустить труппу.
Иоганн Нойбер умер в 1759 году в Дрездене, Фредерика Каролина Нойбер умерла в следующем году, 1760 в Лаубергасте (Laubergast) под Дрезденом в нищете и полном забвении. На месте захоронения в последствии был установлен памятник
В Германии были выпущены марки с Неймерин, на одной она в костюме одной из своих героинь – травести, на другой её портрет.
В Лейпциге с 1998 года установлена Премия Каролины Нойбер в размере 6000 €, которая присуждается каждые 2 года лучшей немецкоговорящей актрисе.
*** текст взят с сайта http://www.raduga-nte.de/ ***