КОЛЬВИЦ, КЕТЕ (Kollwitz, Kathe) (1867–1945),
Немецкая художница, график и скульптор.
Кэте Шмидт-Кольвиц родилась в Кенигсберге — нынешнем Калининграде, в июле 1867 года. Ее отцом был строительный мастер Карл Шмидт, убежденный противник реакционного прусского монархического строя, дедом — Юлиус Ропп, известный проповедник утопического социализма и основатель религиозной коммуны. Конрад Шмидт, родной брат Кэте, со временем станет видным теоретиком немецкой социал-демократии, учеником и товарищем Энгельса. Ее воспитывало социалистическое мировоззрение родных и живая народная жизнь. Девочка рисовала грузчиков в кенигсбергском порту и бредущих со смены мюнхенских мастеровых, а первой значительной работой молодой студентки-художницы стали иллюстрации к «Жерминалю» Эмиля Золя — натуралистическому, остросоциальному произведению, описывающему неудавшееся выступление задавленных нищетой и бесправием рабочих. Муж Кэте, социал-демократ Карл Кольвиц, становится лечащим народным врачом, практиковавшем в бедном рабочем районе Берлина. Его домашнюю приемную ежедневно заполняла пролетарская беднота, и эти люди, со всем их горем и болезнями, пороками, навязанными гнилью общественных отношений, на долгие годы стали совестью художницы и ее главными моделями — она часами рисовала их прямо здесь, на приеме. Очень скоро жизнь угнетенного класса становится знакомой и близкой для Кольвиц, сумевшей понять и прочувствовать социальную действительность своего мира.
Сопереживание угнетенным, их борьбе за действительное право быть человеком определили всю ее дальнейшую творческую судьбу, начиная с серии офортов «Восстание ткачей» — первых официально выставленных и опубликованных работ Кэте, получивших самое широкое народное признание. Их сюжетом стало кровавое восстание пролетариата немецкого герцогства Силезия, восстание 1844 года — одно из крупнейших в XIX столетии выступлений европейского рабочего класса, беспощадно подавленное пулями солдат, изрубленное саблями конных жандармов. Офорты Кольвиц иллюстрировали «Ткачей» — всемирно известную пьесу драматурга Гауптмана и великие стихи Генриха Гейне, посвященные памяти силезских рабочих. В шести композициях: «Нужда», «Голод», «Совещание», «Поход», «Штурм», «Конец» было показано зарождение и развитие рабочего восстания, его кровавый конец. Резкими штрихами, пятнами, неуловимыми перепадами светотени Кольвиц передает ледяной мрак, окутавший голодающую и замерзающую рабочую семью, мертвые глаза осиротевшего ребенка у навечно недвижимого материнского тела, шепот напряженно совещающихся вождей бунтующих рабочих, вжавшихся в угловую темноту комнатушки, поток поднявшихся, восставших людей, неудержимо стремящихся вперед — в борьбу, и недвижимые тела расстрелянных рабочих на дощатом полу барака.
Умерла Кете Кольвиц в замке Морицберг близ Дрездена 22 апреля 1945.
***Текст взят с сайта www.krugosvet.ru. Огромное спасибо его составителям!***
|